-> в АРГЕМОНУ <-
Аргемона: 38-ой трим.
сегодня: 24 апреля 2024

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

читать
распечатать


Лекция #6 для ступени #3


Методология Зельеварения. Практика


В кабинете привычно мерцали объявления, оставленные преподавателем специально для студентов.


Напоминаю, что вы можете выключить в кабинете графику или же распечатать лекцию: заклинания для этого висят в правом верхнем углу.

Почти все колдографии в лекции, кстати, можно рассмотреть поближе.
Внимание: сдать эту и все работы, включающие практику, Вы сможете только при сданной работе по Технике безопасности в Лаборатории и оцененной в минимум 6 баллов.
То есть, без этого у Вас в ЛК не появятся лекции с практикой. Будьте внимательны!
РЕКОМЕНДУЮТСЯ К ПРОЧТЕНИЮ: Методическое изложение ТБ.

Тем ученикам, кто получил зачёт по тесту ТБЛЗ в Хогвартсе Сириуса, могут быть предоставлены особые условия при непрохождении теста (при совпадении имён).

Студенты заходили в класс и оглядывались по сторонам. Прозвучал колокол, возвещая о начале занятия, и через мгновение показалась Фиби Холливал и поприветствовала всех:
- Здравствуйте, рада видеть вас.

И ОН СКАЗАЛ - ПОЕХАЛИ!

Сегодня мы поговорим о Методологии в Зельеварении.
У каждого настоящего зельевара со временем складывается своя методология, которая, как правило, записывается в книжечку и тщательно охраняется. Так сказать, «секрет фирмы».
Конечно, в учебниках вы найдёте кучу рецептов зелий - но это зелья, которые не требуют каких-то особых знаний о Методологии в Зельеварении. При при изготовлении таких зелий нужно тщательно соблюдать рецептуру и инструкции по приготовлению. В то же время, если вы заглянете в Библиотеку МинМагии, там вы найдёте старинные фолианты с рецептами знаменитых зельеваров. Если вы захотите приготовить какое-либо из зелий оттуда, то в лучшем случае у вас получится бесполезная субстанция, а в худшем - выйдет нечто непредсказуемое, может быть, даже очень опасное. Именно поэтому подобного рода фолианты и спрятаны в Запретных секциях.
И запомните, я это говорю не для того, чтобы напугать вас, а скорее, чтобы предостеречь от возможных опасностей, как минимум.
Запишите определение.

А ТЕМ, КТО НЕ ЗАПИШЕТ, - ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОСЛЕДОВАТЬ В ЛИЧНЫЙ ПОРТАЛ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ.

Методология приготовления зелий - это совокупность правил, в соответствии с которыми создаются зелья, включающая в себя:
1. Цель приготовления зелья.
2. Подготовка места.
3. Подготовка инструментов.
4. Подготовка ингредиентов.
5. Рецептура зелья.
6. Технология изготовления.
7. Применение зелья.


Теперь давайте рассмотрим каждый из пунктов подробнее.

ПОДРОБНОСТИ - ЭТО САМЫЙ ВЕРНЫЙ ПУТЬ ПОНЯТЬ, ЧТО ТУТ ПРОИСХОДИТ.

Цель приготовления зелья
Надеюсь, вы понимаете, почему это важно и почему любая методология включает в себя этот пункт? Об этом вы, пожалуй, подумаете в домашнем задании. И не забывайте материал лекции «Как работает зелье?»". Однако, в своих рассуждениях вы не должны опираться только на него.

Подготовка места
Как известно, для каждой работы существуют свои необходимые условия, и Зельеварение - не исключение. Для каждого зельевара или зельедела необходимо правильно выбрать место для приготовления зелий, подготовить его должным образом.
Место зельевара должно быть чистым, хорошо освещённым. На столах не должно быть ничего лишнего. В комнате не должно быть лишних предметов или объектов. Зельевар должен быть сосредоточен на приготовлении зелья, и ничто не должно его отвлекать.
Но кроме чистоты и порядка, есть ещё важное условие при выборе места для работы зельевара. Место должно соответствовать энергетике/силе зельевара и энергетике/силе будущего зелья. Так, скажем, для создания Лечебного зелья хорошо бы выбрать стерильные условия, а для изготовления Зелья радости - хорошо бы его приготовить на открытом воздухе.
И вспомните то, что мы обсуждали на занятии «Как приготовить зелье?». Этот пункт - подготовка места - становится важен в понимании того факта, что место может повлиять на эффективность зелье. И более того - сделать из зелья или бесполезную субстанцию, или еду/напиток: от энергетики/силы места это тоже зависит в значительной степени.
При выборе места вы также должны прислушаться к своим ощущениям, эмоциям (чётко обозначая цель приготовления зелья). Там, где вы чувствуете себя более уютно, - там и наилучшее место для приготовления задуманного зелья. Разумеется, при этом неплохо обладать всё же некоторыми знаниями. Ибо иногда тишина и спокойствие намного важнее чистоты. Так, например, Гермиона Грейнджер в историях мадам Дж.Роулинг варила Оборотное зелья в туалете Плаксы Миртл.
И, наконец, разумеется, выбор места зависит от набора ингредиентов. Например, если среди них есть те, что разрушаются от солнечного света или теряют свои важные свойства, то лучше выбрать соответствующее закрытое помещение.

ГДЕ ВАРИТЬ ЗЕЛЬЕ? ВАРИ ВСЕГДА, ВАРИ ВЕЗДЕ, ВАРИ.. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТЫ ПЫТАЛСЯ.

Выбор инструментов
Зельевар без инструментов - это не зельевар. Это аксиома Зельеварения с древних времен.
И поскольку я вам уже рассказывала об инструментах зельевара, то кратко лишь скажу, что самое главное в выборе инструментов - это:
1) соответствие инструментов технологии по изготовлению,
2) соответствие инструментов магу.
У каждого зельевара всегда имеется пара-тройка любимых инструментов - тех, без которых он не мыслит себе занятия Зельеварением.
Так, например, у мага Креола, о котором писал литмаг Рудазов, имелись всегда при себе жаровня, две магические чаши и нож. Жаровня была магическая, давала ровный жар без топлива, управлялась движением ладони. Чаши подвешивались внутри жаровни на специальном крючке. Насчёт ножа сведений нет, известно только то, что он был магическим, способным разрезать камень как масло. Металл тоже хорошо резал.
Как выбрать правильные инструменты? Есть стандартные, а есть специфические. Стандартные - указываются в инструкции к зелью, а вот специфические выбираются согласно названным мною ранее двум пунктам.
Также надо помнить, что специфические (а тем более артефактные) инструменты используются для изменения и/или активации магической силы ингредиентов, изменения потока магической силы мага, в том числе.
Но кроме этого, любой хороший зельевар всегда знает, чем можно и чем нельзя заменить тот или иной инструмент, указанный в инструкции к зелью.

ВОТ, НАПРИМЕР, МАГИ КРАННОГА ВСЕГДА С СОБОЙ ТАСКАЮТ КОТЁЛ, ЛОЖКИ, ПРИПРАВЫ..

Подготовка ингредиентов
Понятное дело, что без ингредиентов зелья не приготовишь. Но прежде чем использовать, их нужно подготовить. Так вот, любая методология должна содержать указания о том, как правильно подготавливать компоненты зелья - в какое время, какими методами, каким людям что можно заготавливать, а что нельзя и т.п. и т.д.
На предыдущих занятиях мы с вами изучали ингредиенты, используемые в Зельеварении, так что - вспоминайте пройденный материал. В дополнение скажу лишь, что в инструкции к зелью обычно указывают ТОЛЬКО перечень и (не всегда) их дозировку.

ТЫ ТРАВКУ СОРВАЛ? А МОЖЕТ, ЕЁ НАДО БЫЛО СРЕЗАТЬ? .. ВОТ ТАК И РУШАТСЯ НАДЕЖДЫ.

Рецептура зелья
Рецептура зелья - это описание количественного и качественного состава ингредиентов зелья, а также пропорции и последовательность их смешивания.
Простыми рецептурами могут пользоваться зельеделы, а также некоторые сквибы. Сложные - пишутся магами-зельеварами, посвятившими не один десяток лет науке Зельеварения.
Кроме того, чаще всего, действие зелий со сложной рецептурой при малейшем отклонении от неё может привести к необратимым последствиям. Есть, правда, исключения: рецептура может быть сложной в силу того, что в ней указываются взаимозаменяемые компоненты или несколько вариантов смешивания. И вот тогда задача зельевара - выбрать наиболее рациональную рецептуру.
Рецептура - это фактически то единственное, что чаще всего записано в книгах, учебниках по Зельеварению: «сколько, чего и как смешивать».

ЕСЛИ РЕЦЕПТУРА НАПИСАНА НЕ РАЗБОРЧИВО - ТО ЭТО ИЛИ АПТЕКА, ИЛИ САМ ВИНОВАТ, НЕЧЕГО ОТКУДА-ТО НЕИЗВЕСТНЫЕ ПЕРГАМЕНТЫ ТАСКАТЬ.

Технология приготовления
Было бы странно по меньшей мере, если в Методологии Зельеварения не содержалось этого пункта, правда?
Технология приготовления включает в себя методы и способы, с помощью которых вы сможете приготовить свое зелье.
Именно пункт «технология», кстати, делает Методологию индивидуальной для каждого зелья. Но не всегда.

Запишите, пожалуйста, таблицу методов изготовления зелий.

1. В зависимости от использования процесса варки: - с использованием (горячие зелья)
- без использования (холодные зелья)
2. В зависимости от использования жидкости: - с использованием (жидкие и смешанные зелья)
- без использования (твердые и сухие зелья)
3. В зависимости от использования процесса выпаривания: - с использованием (чаще всего - порошки)
- без использования
4. В зависимости от использования процесса настаивания: - с использованием (чаще всего - настои, кашицы)
- без использования
5. В зависимости от процесса предварительного замешивания ингредиентов: - с использованием (смеси, сложные зелья)
- без использования
6. В зависимости от сочетания различных методов: - используются различные методы (многокомпонентные зелья, а также зелья средней сложности)
- без использования (простые зелья)
7. Другие (прочие) - индивидуальные методы

Фиби оглядела класс:
- Чего испугались-то? Я не потребую этого от вас в домашнем задании либо на тестах или экзаменах. Просто посмотрите и осознайте, что достичь результата мы можем, используя разные методы.
Метод обычно указывается в инструкции к зелью.

А теперь запишите таблицу способов приготовления зелий.

1. В зависимости от использования манипуляций: - с использованием (сложные зелья, лечебные и др.)
- без использования
2. В зависимости от внешних причин или спец.условий методологии: - скрытый способ приготовления (в одиночестве)
- открытый способ приготовления (всеобщий способ)
3. В зависимости от спец.условий методологии: - на открытом воздухе (внешний способ)
- в закрытом помещении (внутренний способ)
4. В зависимости от наличия рецептуры: - экспериментальный способ (рецептура неизвестна)
- традиционный способ (согласно рецептуре)
5. В зависимости от использования инструментов: - согласно методологии и технологии приготовления (технологический способ)
- с использованием инструментов-заменителей (замещающие способы)
6. Другие (прочие) - зависит от индивидуальных пожеланий мага


Фиби внимательно посмотрела на учеников и вручила одному из них слегка потрёпаный пергамент, после чего продолжила занятие.

Знать и эту таблицу наизусть я тоже не требую. Даю я её вам для того, чтобы при необходимости вы помнили - если в инструкции к зелью указано, что оно должно быть изготовлено вручную, на открытом воздухе - то не стоит варить его в подвале дома. Это как минимум.
Также помним, что технология - этот как раз тот пункт, который связывает воедино мага и инструменты, по сути. Здесь она выходит на первый план: не позволяет соединить магические и другие свойства ингредиентов в единую магическую субстанцию - не будет и зелья.
А есть ещё и максимум: если вы хотите стать настоящим зельеваром - не забывайте следующее. Если в рецептуре ничего не указано, то можно попробовать сварить по другой технологии - возможно, что это даст более эффективный результат.
Достаточно характерный пример - это то, как варил зелье «Глоток Жалкого Существования» Гарри Поттер по учебнику Принца-полукровки - следуя не инструкции в учебнике, а заметкам на полях.

ВОТ ТАК И НЕ ВЕРЬ В НОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ В ЗАМЕТКАХ НА ПОЛЯХ..

Применение зелья
Следует понимать, что одно и то же зелье может применяться в двух и более целях. Поэтому так важно осознавать цель изготовления зелья.
Далее, существует масса способов применения готового зелья, а также манипуляции, необходимые для проведения при применении зелий. Всё это либо указывается в инструкции к зелью, либо является очевидным.
Правила применения зелья также содержат следующие указания:
1) показания к применению,
2) противопоказания;
3) дозировка;
4) побочные действия;
5) последствия и необходимая помощь при передозировке;
6) взаимодействие с другими зельями (если выявлено);
7) особые указания (например, в отношении какой-либо расы);
8) условия хранения и срок годности.

ЕСЛИ СОСЕД ЛИТРАМИ ПЬЁТ ЗЕЛЬЕ КРАСОТЫ, ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО У ВАС ОТ НЕГО НЕ РАЗДУЕТСЯ НОС.

Особо выделяется - отдельно от методологии - Инструкция к зелью - это все те сведения, которые написаны в учебнике/книжке и т.п. о конкретном зелье.

ИНСТРУКЦИЯ - ЭТО ТА ШТУКА, КОТОРУЮ НАДО ПРОЧИТАТЬ, КОГДА НИЧЕГО НЕ ПОМОГАЕТ.

Фиби посмотрела на студентов и вздохнула:
- Время теории, к сожалению, вышло. А теперь - все проходите в Лабораторию.
Студенты зашумели от восторга, но Фиби попросила тишины и указала, куда идти:

Студенты, открыв рты, прошли в Лабораторию. Все были здесь впервые, всё было в новинку. Фиби позвенела колокольчиком, привлекая внимание.

Запишите инструкцию:
Зелье «А» - «Перцовое Зелье»
Ингредиенты: перец острый красный, сок ловких луковиц, шалфей. Эффект: Лечит простуду.
Зелье «Б» - «Костерост»
Ингредиенты: китайская жующая капуста, рыба-собака, скарабей. Эффект: Сращивает сломанные кости.

Задание:
Напишите полностью (прямо по пунктам, названным на уроке) методологию изготовления данного зелья. Кто не помнит - читайте учебники, которые вы можете найти в Библиотеке Кабинета.
Будьте, пожалуйста, внимательны ко всем характеристикам всех ингредиентов!
Приготовьте зелье.
Всё, что вы сделаете (напишете), должно быть чётко и логически аргументировано.
Если у вас есть неразрешимые вопросы - задавайте их мне, я проконсультирую.
Время ваше ограничено и составляет ровно 35 минут.
Пять минут я даю вам на переливание вашего зелья во флакон и подписывание флакона.
Все флаконы в конце занятия необходимо составить на центральный стол.

- Всё, время пошло, - позвенела колокольчиком Фиби, и студенты принялись за дело.
Преподаватель ходила по Лаборатории и отвечала на вопросы. А спустя 35 минут студенты принялись бодро наливать зелья по флаконам и подписывать флаконы. Когда все поставили свои флаконы на центральный стол, Фиби указала студентам на выход.
Проверив наличие всех флаконов, она вышла из Лаборатории и закрыла за собой дверь.

Когда все вывалились из Лаборатории, увлечённо обсуждая практику, на столах их ждали свитки с домашним заданием.


Домашнее задание:

1). Опишите выполнение задания в Лаборатории. Выбрать и изготовить надо только ОДНО зелье - или А, или Б.
Помните, всё написанное должно быть аргументировано.
* для тех, кто выполняет задание третий раз: приходите в КЦ, выдам индивидуальное
(0-4 балла)

2). Что такое рецептура? Приведите парочку примеров её несоблюдения и сделайте выводы.
ИЛИ
Найдите колдографию / видеографию несоблюдения рецептуры. Расскажите, что случилось и почему?
(0-3 балла)

3). Вопрос в лекции.
ИЛИ
Так ли важно изучить технологию изготовления зелья? Или можно о ней вообще ничего не знать? Аргументируйте свою точку зрения.
(0-3 балла)



Напоминаю, что максимальная оценка за домашнюю работу = 10 баллов, а 1-2 балла сверху ставятся за работы высочайшего уровня.
Также подчеркиваю, что за списывания полагается штраф.

Надеюсь, что про обоснованность и логичность ответов Вам напоминать в каждом задании не надо.
Отправить домашнюю работу Вы можете через свой ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ.

Домашние работы по этому уроку принимаются до конца триместра.

Темы докладов надо согласовать со мной в КЦ.
Требования к докладам: интересно, волшебно / научно, логично, продумано и всё такое.
Но учтите: непереработанный материал я не принимаю и могу отштрафовать.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.