-> в АРГЕМОНУ <-
Аргемона: 38-ой трим.
сегодня: 20 апреля 2024

ЗЕЛЬЕВАРЕНИЕ

читать
распечатать


Лекция #3 для ступени #3


Техника безопасности в Лаборатории


В кабинете привычно мерцали объявления, оставленные преподавателем специально для студентов.


Напоминаю, что вы можете выключить в кабинете графику или же распечатать лекцию: заклинания для этого висят в правом верхнем углу.

Почти все колдографии в лекции, кстати, можно рассмотреть поближе.

Студенты III ступени обучения заходили в класс и оглядывались по сторонам. Прозвучал колокол, возвещая о начале занятия, и через мгновение показалась Фиби Холливал и поприветствовала всех:
- Здравствуйте, рада видеть вас. Начнём занятие.

В ЗЕЛЬЕВАРЕНИИ ВСЕГДА ТАК. ЕСЛИ ПОПАЛ - ТО ПОПАЛ. ДО САМЫХ ДРАКОНОВ.

Сегодня вас ждёт обсуждение техники безопасности на практических занятиях в Лаборатории по Зельеварению.
Эти знания и сведения пригодятся уже на следующих ступенях, когда ваша практика станет самостоятельной и потребует от вас принятия решений в нестандартных, с точки зрения безопасности, ситуациях.
Сегодня мы с вами обсудим важные опорные моменты, на основе которых вы будете оценивать риски и принимать такие решения.

поимка беглеца в Лаборатории

Начнём мы с очень простого. С того, зачем это надо. Во-первых, для того, чтобы я могла быть спокойна за вас, когда вы находитесь в Лаборатории. Во-вторых, чтобы вы не тряслись во внештатных ситуациях, а спокойно решали возникшие задачи. В-третьих, напоминаю, что «нет зачёта по тесту ТБЛЗ - нет доступных лекций с практикой». Приступим непосредственно к занятию.

Во-первых, надо всегда четко понимать, что Ваши действия во многом зависят от того, одни ли Вы в Лаборатории, вдвоём с напарником или со всем классом.
Кроме того, важно наличие или отсутствие в Лаборатории преподавателя.

«КТО ЗДЕСЬ?» - НЕ ТОТ ВОПРОС, КОТОРЫЙ НУЖНО ЗАДАТЬ, ЕСЛИ В ЛАБОРАТОРИИ ПОГАС СВЕТ.

Эти два условия и будут определять основу Ваших действий во внештатных ситуациях.
Типично – внештатный сильный пар от котла, который заполнил Лабораторию. Если Вы один там – то ничто не помешает вам тихо и молча выбраться из Лабораторной, закрыть Лабораторию и оповестить преподавателя. Либо самому быстро нажать кнопку очистки воздуха, если Вы уверены, что пар нетоксичен. Вы ведь будете уже не на III ступени, чтобы практика проходила под постоянным присмотром преподавателя, и будете способны предпринимать какие-либо действия сами, чтобы не вызывать постоянно помощь.
Однако, если на практике присутствует целый класс, то из-за плохой видимости ситуация может обернуться серьёзными последствиями – натолкнулись друг на друга, опрокинули котел, обожглись и так далее. Поэтому оптимальным решением в такой ситуации будет следующее. Чётко, громко и быстро объявить, кто вы и где находитесь («Айбу, стол у выхода»), а затем быстро определить, кто нажимает кнопку очистки воздуха, которая находится у центрального стола в Лабораторной. Этим нажимающим должен стать тот, кто ближе всего к центральному столу. Либо тот, кто находится в шаге от центрального стола, должен быстро среагировать и сам нажать эту кнопку и громко об этом объявить.
Однако, могут возникнуть сомнения в токсичности выбросов или в том, что кнопка очистки воздуха поможет. Тогда тот, из-за кого произошел инцидент, обязан громко сообщить об этом. После этого самым оптимальным будет всему классу быстро опуститься на пол (если токсичные выделения поднимаются вверх, разумеется) и быстро покинуть класс.

Во-вторых, всегда надо оценивать уровень внештатной ситуации, чтобы понять, каковы должны быть Ваши дальнейшие действия.
Так, например, если во время практики Вы разлили зелье, прожигающее мантии, себе на мантию, то Вам следует пойти и сменить её, а не вызывать на помощь преподавателя. Если, разумеется, пострадала только мантия, а не Ваша кожа тоже. Однако надо понимать, что если преподаватель в это время находится в Лаборатории, то Вам следует озвучить, что случилось и куда Вы направляетесь.

«ОЙ ВСЁ» - НЕ ЛУЧШАЯ ФРАЗА В ЛАБОРАТОРИИ ПО ЗЕЛЬЕВАРЕНИЮ.

Бывает и такое, что действие зелья Вы не знаете, а случилась внештатная ситуация. Тогда об этом тоже надо сообщить четко и громко всему классу. Это необходимо, чтобы окружающие Вас не питали опасных иллюзий и не думали, что ситуация у Вас под контролем. Однако, сообщение должно быть таким, чтобы не случилась паника: не стоит кричать «ааааааа, караул, погибаааем».
Ещё следует понимать, что если внезапно из шкафа вылез Ваш боггарт, то не стоит сразу принимать его за иллюзию. Для начала надо воспользоваться курсом заклинаний, правда, при этом стоит обеспечить сохранность Лаборатории. Но если Вы в себе не уверены (в своих знаниях по Заклинаниям), то рисковать не надо, а стоит позвать на помощь.
В любом случае, Вы всегда должны оценивать уровень риска от осуществления своих действий, уровень риска от бездействия и уровень риска от ожидания помощи, на основе чего принимать оптимальное в данной внештатной ситуации решение о последующих действиях.

В-третьих, всегда помним, кем Вы являетесь на данный момент – Зельеваром или Зельеделом.
Если Вы - зельевар, и задание у Вас на эксперимент, и вдруг в котёл падает не тот ингредиент, что Вы задумали, то звать на помощь преподавателя вот прям сразу-сразу не стоит. Что же делать?

ЕСЛИ В КОТЁЛ УПАЛА ЛОЖКА, ТО ВЫ ИЛИ AYSEL, ИЛИ ВАМ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Лезть в книги и свои записи – смотреть, что за ингредиент свалился в котёл, и какой реакции следует ждать. Разумеется, если реакция последовала незамедлительно, например, в виде едкого пара, то меры следует принимать срочные. Какие? А вот тут мы возвращаемся к первому обсужденному нами пункту – а Вы один в Лаборатории? Или нет? Едкий пар – ожидаемый эффект? Или нет?
Ответив на эти вопросы, Вы и получите верное направление своих действий по технике безопасности, выбирая оптимальное решение, исходя из сложившихся условий. Также хочу напомнить, что нельзя упускать важные детали, решая поставленную внештатную задачу, помните об этом, решая тест: внимание к деталям.
Кроме того, стоит всегда помнить о том, что спецрастворитель (зелье, которое превращает все зелья в подобие себя) - не панацея от неудачных зелий для зельевара, ибо зельевар всегда должен отыскать ошибку, пусть даже и с чьей-то помощью.

В-четвертых, внимание - к рецептуре зелья, которое Вы изготавливаете на практике.
Банальная ситуация – учебник у Гарри Поттера. С пометками другого человека. Что заставило Гарри Поттера готовить зелье по заметкам, а не по учебнику, оставим в стороне, но технику безопасности он нарушил. Мало ли чья книга могла оказаться у него в руках. Книгу следовало отдать на проверку учителю. Да, так бы Гарри не получил зелье удачи в итоге, но разве безопасность того стоит?
Вывод – лучшим учебником по Зельеварению являются Ваши собственные записи. Ну и проверенные книги в библиотеке нашего Магистериума тоже ничего. Разумеется, не стоит переходить границы и в каждой заметке на полях подозревать тёмные силы, но и беспечно относиться к непроверенным рецептам тоже не стоит.

НОС В КОТЛЕ - ВЕРНЫЙ ПРИЗНАК БЕСЕДЫ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ЗЕЛЬЕВАРЕНИЯ.

Ну и, в-пятых, всегда следует помнить об общих правилах поведения в кабинете Зельеварения, которые Вы уже изучали в этом триместре.

Итак, общий ВЫВОД: техника безопасности в Лаборатории по Зельеварению – вопрос ситуационный, и надо решать его с учётом множества критериев. Правильным решением будет являться оптимальное в данной ситуации. Стоит измениться одному из критериев – и решение будет другим. И ко всему надо подходить с чёткой логикой. И всегда надо соотносить риск собственных действий с риском бездействия.
Когда будете проходить тест по ТБЛЗ, помните – торопиться не надо, внимательно изучаем варианты действий, чтобы выбрать оптимальный (наиболее подходящий) с учётом всех данных условий в задании. Старайтесь сразу не сравнивать варианты, а рассуждать по каждому отдельно.

РЕКОМЕНДУЮ К ПРОЧТЕНИЮ: Методическое изложение ТБ.

И последнее на сегодня.. Расскажу о том, что есть в Лаборатории и чего там нету (относительно того, что важно с точки зрения прохождения теста по ТБЛЗ).
В Лаборатории имеется:
1. Кнопка очистки воздуха - находится у центрального стола.
2. Срочные вопиллеры - преподавателю и Ректору Магистериума. Настроены автоматически, запускаются обычным образом, действовать начинают при попадании за пределы Лаборатории.
3. Блокиратор двери: дверь Лаборатории можно заблокировать только с внешней стороны. НЕ сработает, если внутри есть хоть одно живое существо.
4. Шкаф со специальной защитной амуницией - необходима для практических занятий.
5. Шкафы с ингредиентами.
6. Спецрастворитель - зелье, которое превращает все зелья в подобие себя. Не обладает никакими опасными свойствами.
В Лаборатории нет:
1. Окон (все помещения, связанные с Зельеварением, находятся в подземельях).
2. Книг и т.п.
3. Еды © Аларик Лоренс, 15-ый триместр.

Фиби улыбнулась студентам:
- Желаю удачи при прохождении теста по ТБЛЗ.

бух

. - Надеюсь, такого как на колдографии, ни с кем не произойдёт. За сим всё, до следующего занятия. - Фиби ещё раз улыбнулась и указала на доску с домашним заданием. - Будьте внимательны! Вам предстоит выбрать ОДНУ ситуацию из предложенных на выбор и уже конкретно по ней решать задание.


Домашнее задание:

1). (0-2 балла)
Вы готовите зелье, при изготовлении которого сказано, что можно использовать только деревянные инструменты. Кусочек доски (щепочка тончайшая) упала в зелье, Вы это видели. Ваши действия с учетом ПЕРВОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте. Обращайте внимание на все условия конкретной этой ситуации!
ИЛИ
Вы готовите зелье с напарником, его задачей являлось измельчить серебряным ножом на серебряной доске некий ингредиент. Напарник выполнил свою задачу, приложив больше усилий, чем требовалось. В результате в котёл вместе с ингредиентом попала серебряная пыль. Ваши действия с учетом ПЕРВОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обращайте внимание на все условия конкретной этой ситуации!
ИЛИ
В учебнике написан рецепт зелья, которое Вы готовите на практике. Однако, Вы знаете, что для изготовления зелий этого типа лучше использовать не оловянный котел, а серебряный. Ваши действия с учетом ПЕРВОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обращайте внимание на все условия конкретной этой ситуации!
ИЛИ
Представьте колдографию / видеографию / инфографию, которая иллюстрирует ПЕРВЫЙ пункт ТБЛЗ. Сделайте выводы.

2). (0-2 балла)
Для изготовления зелья Вам потребовалось использовать некий ингредиент из категории «прочие», который является смесью растения и животного и отличается жгучестью. Вы случайно его упускаете, и этот ингредиент уполз от Вас под стол и подползает к ничего неподозревающему напарнику. Ваши действия с учетом ВТОРОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте.
ИЛИ
Вы на практике и готовите смесь ингредиентов из категорий растительные, животные и стихийные. Нечаянно упускаете свежий ветер из спецфлакона. Ваши действия с учетом ВТОРОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ?
ИЛИ
Представьте колдографию / видеографию / инфографию, которая иллюстрирует ВТОРОЙ пункт ТБЛЗ. Сделайте выводы.

3). (0-2 балла)
Вы на общей практике, и Вашей задачей является создание модификации одного из зелий. Однако, два ингредиента никак не дают той реакции, что должна получиться по Вашей задумке. Ваши действия с учетом ТРЕТЬЕГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте.
ИЛИ
Вы на индивидуальной практике, и опускаете очередной ингредиент в зелье. И вдруг повалил из котла белый пар, что было не предусмотрено Вашими записями. Ваши действия с учетом ТРЕТЬЕГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте.
ИЛИ
Представьте колдографию / видеографию / инфографию, которая иллюстрирует ТРЕТИЙ пункт ТБЛЗ. Сделайте выводы.

4). (0-2 балла)
Вы готовите зелье, один/одна в Лаборатории. И вдруг в учебнике попадаются заметки относительно одного из ингредиентов, его свойств, что надо взять не цветки, а листья для этого зелья. И стоит подпись «Фиби Холливал». Ваши действия с учетом ЧЕТВЁРТОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте.
ИЛИ
Вы читаете рецепт зелья, который необходимо изготовить на практике в Лаборатории. И там стоит заметка на полях, что лучше использовать не коготь дракона, а чешуйку. И подпись «Simoren». Ваши действия с учетом ЧЕТВЁРТОГО обсужденного на занятии пункта ТБЛЗ? Обоснуйте.
ИЛИ
Представьте колдографию / видеографию / инфографию, которая иллюстрирует ЧЕТВЁРТЫЙ пункт ТБЛЗ. Сделайте выводы.

5). (0-2 балла)
Что важнее всего сделать в первую очередь при возникновении внештатной ситуации? Аргументируйте Ваше мнение. Нужно сосредоточиться на том, что Ваш ответ должен подходить любой ситуации! Описывать конкретную ситуацию типа «допустим, пожар в одном из котлов» - не правильно. Надо найти решение, подходящее для любой ситуации: что надо сделать в самую первую очередь!



Напоминаю, что максимальная оценка за домашнюю работу = 10 баллов, а 1-2 балла сверху ставятся за работы высочайшего уровня.
Также подчеркиваю, что за списывания полагается штраф.

Надеюсь, что про обоснованность и логичность ответов Вам напоминать в каждом задании не надо.
Отправить домашнюю работу Вы можете через свой ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ.

Домашние работы по этому уроку принимаются до конца триместра.

Темы докладов надо согласовать со мной в КЦ.
Требования к докладам: интересно, волшебно / научно, логично, продумано и всё такое.
Но учтите: непереработанный материал я не принимаю и могу отштрафовать.

Если вы ещё не являетесь студентом Магистериума мира магии и волшебства Аргемона, то можно заполнить вот эту анкету. Поступив, Вы сможете ответить на все увлекательные вопросы этой лекции, посетить другие интересные предметы программы обучения из Расписания занятий, окунуться с головой в волшебный мир и раскрыть свои магические таланты.